Древний метеорит раскрывает тайны топографии Марса

Автор: Леонид Гляделов . Опубликовано в категории: КОСМОЛОГИЯ

1 1 1 1 1 Рейтинг 5 [1 Голос]

Марсианский метеорит Северо-Западная Африка (NWA) 7034, получивший прозвище «Черная красавица», весит около 11 унций (320 грамм).

Северо-западная Африка (NWA) 7034 - самый древний марсианский метеорит, обнаруженный к настоящему времени примерно в 4,4 миллиарда лет. Метеорит - брекчия (он содержит множество различных пород коры, которые были смешаны вместе, а затем спеклись при нагревании) и является единственным образцом Марса с составом, который представляет собой среднюю марсианскую кору. Метеорит предоставил исследователям уникальную возможность изучить древнюю кору Марса.

Группа применила ряд радиоизотопных методов датировки, чтобы определить, что разделение (или дихотомия) между сильно кратерными южными высокогорьями планеты и более плавными равнинами северных низменностей сформировалось до образования NWA 7034 в 4,4 миллиарда лет назад. Этот древний возраст согласуется с гигантским происхождением удара для дихотомии земной коры. Исследование появилось в выпуске журнала Science Advances от 23 мая.

«Если дихотомия марсианской коры сформировалась в результате гигантского воздействия, а имеющиеся данные и моделирование предполагают, что это, вероятно, история NWA 7034 требует, чтобы она сформировалась очень рано в истории планеты, до 4,4 миллиарда лет назад», - сказал LLNL космохимик Билл Кассата, ведущий автор статьи.

Дихотомия представляет собой резкий контраст между южным полушарием и севером. География двух полушарий различается на 1 - 3 км (км). Средняя толщина марсианской коры составляет 45 км, 32 км - в северной низменности и 58 км в южной части высокогорья. Северная низменность составляет около одной трети поверхности Марса и относительно плоская. Другие две трети поверхности Марса - это нагорья южного полушария. Разница в высоте между полушариями существенная (высокогорий очень гористый и вулканический). Были предложены три основные гипотезы о происхождении дихотомии земной коры: эндогенные (мантийными процессами), односторонние или множественные воздействия.

Команда учёных намеревалась определить, когда и как образовалась дихотомия земной коры.

Основываясь на новых радиоизотопных измерениях и в сочетании с другими опубликованными данными, команда определила, что все камни, которые в итоге были включены в брекчию NWA 7034, были установлены около 4,4 миллиарда лет назад в «исходной местности» (регион источника земной коры, в котором разные компоненты брекчии получены из). Результаты показывают, что этот ландшафт подвергался длительному метаморфизму, связанному с большим вулканическим центром с плюмом, с 1,7 до 1,3 миллиарда лет назад. Существенные экстенты крупных вулканических центров с плюмом, которые находятся на Марсе, составляют тысячи квадратных километров, а исходный ландшафт, вероятно, сопоставим по размеру. Наконец, они показали, что рок собрал ~ 200 миллионов лет назад или совсем недавно. Если смотреть вместе, данные NWA 7034 показали, что крупные вулканические ландшафты выжили в течение нескольких километров от поверхности Марса с 4400 миллионов лет назад. Это указывает на то, что дихотомия, образовавшаяся до 4,4 миллиарда лет назад, поскольку приповерхностные породы были бы захоронены или разрушены в результате образования дихотомии.

«Это многодисциплинарное исследование, сочетающее как традиционные, так и инновационные геохимические методы, предоставило нам некоторые захватывающие новые сведения о таймингах крупных процессов, которые формировали молодой Марс», - сказала Кэролайн Смит, глава коллекции наук о Земле, главный куратор метеоритов Музея естественной истории.

Полученные учёными результаты имеют важные последствия для нашего понимания того, когда и как была сформирована одна из самых старых и наиболее отличительных глобальных геологических особенностей на Марсе.

«Это исследование демонстрирует, что многочисленные радиоизотопные системы датирования, которые сбрасываются различными метаморфическими процессами, могут использоваться для извлечения термической истории образца за миллиарды лет».

2018-05-24 16:34:18 Новости космоса: Посмотрев на древний марсианский метеорит, который приземлился в пустыне Сахара, ученые и сотрудники Лоуренс Ливерморской национальной лаборатории (ЛЛНЛ) определили, как и когда образовался топографический и геофизический разрыв коры красной планеты.