Эта звезда обманывает смерть, снова и снова

Автор: Леонид Гляделов . Опубликовано в категории: ЗВЁЗДЫ

1 1 1 1 1 Рейтинг 1 [1 Голос]

Взрыв был похож на обычную сверхнову, показанную на иллюстрации этого художника, подобное может быть результатом того, что одна звезда взрывается как минимум три раза, каждый раз выдувая расширяющиеся оболочки газа.

«Сверхновая должна быть одноразовой - звезда взрывается и она мертва, она не может взорваться снова», - говорит астрофизик Иир Аркави из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. «Эта сверхновая звезда - самая странная, которую мы когда-либо видели ... Это похоже на звезду, которая продолжает умирать».

Когда iPTF14hls была обнаружена в сентябре 2014 обсерваторией, которая регулярно сканирует небо с помощью телескопа в Паломар вблизи Сан-Диего, она выглядела как обычная сверхновая звезда в галактике на расстоянии около 500 миллионов световых лет от нас. Эти взрывы отмечают смертельные муки звезды, примерно от 8 до 50 раз массы Солнца, и обычно светятся около 100 дней, прежде чем начинают тускнеть.

Первый признак того, что iPTF14hls была необычнымой, произошел через несколько недель после её открытия, когда она начала становиться ярче. Это оказалось одним из пяти нерегулярных циклов осветления и затемнения.
Даже данные? собранные с сентября 2014 года по июнь 2016 года, показывают, что сверхновая оставалась яркой на протяжении более 600 дней, сообщил Аркави и его коллеги. Извержение, которое сейчас только показывает признаки, возможно, уже началось, когда оно было обнаружено, поэтому оно могло сохраниться еще дольше.

«Это просто неслыханно», - говорит физик-теоретик Стэнфорд Уосли из Калифорнийского университета, Санта-Крус, который не участвовал в открытии.
«Обычные сверхновые не делают этого».

Как правило, слои газа вырывались из взрывающихся звезд медленно, когда они расширялись. Но iPTF14hls поддерживала температуру - около 5700 градусов Цельсия - в течение всего времени ее наблюдали, а ее внешние газовые слои не замедлялись, как и следовало ожидать. Это означает, что этот газ, возможно, уже охладился и замедлился, предполагая, что он был вытеснен более раннем, сверхмощном извержении, которое не наблюдалось в период между 2010 и 2014 годами, заявляет команда астрономов.

Исторические данные на фотографиях из Паломарской обсерватории показали еще один яркий взрыв в той же части неба в 1954 году. Согласно одной из теорий, звезды в 95 и 130 раз больше массы солнца могут взорваться несколько раз, хотя эти циклические смерти никогда не были замечены раньше. Такие звезды становятся настолько горячими, что преобразуют гамма-лучи, чья высокая энергия помогла не допустить распада звезды под собственной гравитацией, на электроны и их антиматерии, позитроны. Без этой внутренней энергии сердцевина звезды разрушается и становится еще более жаркой. Этот коллапс может вызвать частичный взрыв, когда звезда теряет большое количество массы. Но после взрыва электроны и позитроны могут рекомбинировать в гамма-лучи и удерживать оставшееся звездное ядро.

Звезда может выпустить пар несколько раз, прежде чем, наконец умрет в сверхновой. В конце концов, остатки такой сверхновой обрушились бы в черную дыру, примерно в 40 раз превышающую массу Солнца.
Но эта теория также предсказывает, что звезда сбросит весь свой водород при первом взрыве. Но эта теория не подходит для iPTF14hls она изгнала в 50 раз больше массы солнца в водороде в 2014 году. Количество энергии в последнем взрыве также больше, чем должно быть.

Вусли считает, что магнетар, сильно намагниченный быстро вращающийся звездный труп, может непрерывно светиться в течение двух лет, хотя это не объясняет извержение 1954 года. Он надеется, что самые последние данные помогут определить, какая теория правильная, или физикам нужно придумать что-то новое.
Шоу может заканчиваться. Последние данные показывают, что iPTF14hls окончательно исчезает, говорит Аркави. Поскольку внешние слои газа охлаждаются и становятся прозрачными, они могут выявить все, что находится в ядре взрыва. Команда планирует просто следить.
«Я не делаю никаких дополнительных предсказаний об этом», - говорит Аркави. «Она каждый раз удивлял нас».

2019-02-02 16:35:23 Эта взрывоопасная звезда, названная iPTF14hls, непрерывно разрасталась в течение последних трех лет, и в прошлом она могла иметь две другие вспышки, сообщили астрономы в Nature 9 ноября. Такая неутомимая сверхновая может быть первым примером предполагаемого взрыва, который включает в себя сжигание антивещества в звездном ядре - или это может быть нечто совершенно новое.