Черный ящик совершит революцию в поисках жизни за пределами Земли

Часть VLT (очень большой телескоп) в Паранале, примерно в 1 150 км к северу от Сантьяго, Чили, которая будет искать планеты вне нашей солнечной системы с помощью спектрографа Эспрессо

В самой сухой пустыне мира построен ни чем особым не выделяющийся черный ящик под названием «Espresso». И он вот-вот начнет выполнять очень важную миссию: отсеять во всей вселенной планеты, подобные нашей, чтобы найти признаки жизни за пределами Земли.

«Espresso», это инструмент известный как спектрограф, имеет скромный вид, который ни чем не выдаёт его передовые технологии: он является самым точным инструментом такого рода, когда-либо созданным, в 10 раз сильнее его самого мощного предшественника HARPS.

В пустыне Атакама, в северной части Чили, «Espresso» будет подключен к четырем телескопам, настолько большим, что ученые просто назвали их очень большим телескопом или VLT. Вместе они будут искать экзопланеты находящиеся за пределами нашей собственной солнечной системы, и именно те, которые похожи на Землю.

Атакама является особенно хорошим местом для такого рода исследований. Его небеса совершенно безоблачны большую часть года, поэтому уважаемая европейская южная обсерватория, которая управляет программой VLT, создала его именно там.

Фактически, многие из крупнейших в мире телескопов расположены в этом районе. К 2020 году ожидается, что в Атакама будет около 70 процентов мировой астрономической инфраструктуры.

«Espresso» - эшельный спектрограф для скалистых экзопланет и устойчивых спектроскопических наблюдений.

Он будет анализировать свет звезд, наблюдаемых VLT и определять, окружают ли их планеты, и важную информацию о самих этих планетах: какова их атмосфера, имеют ли они кислород, азот и углекислый газ, и есть ли там вода - все необходимое для поддержания жизни.

«Espresso» будет доступен на всех четырех телескопов одновременно, что никогда не делалось раньше. Это означает, что вероятность найти планеты, подобные Земле по массе и размеру, или условиям жизни, больше» - сказал итальянский астроном Гаспар Ло Керто.

Десять лет одиночества

Самый точный спектрограф до сих пор, HARPS (Высокоскоростной радар радиальной скорости поиска планет), мог только измерить планеты намного больше по размеру чем Земля, и менее вероятно, что на таких могла быть жизнь.

HARPS также находится в Атакаме, в обсерватории Ла Силла, но подключается к телескопам, менее мощным, чем VLT.

«Espresso будет в 10 раз точнее, чем самый точный инструмент в мире, HARPS, а также будет гибко обслуживать каждый из телескопов в обсерватории Paranal», где размещается программа VLT, сказал Ло Керто.

Новый спектрограф размещен внутри гигантского металлического цилиндра, охлажденного до средней температуры -150 C (-238 F), для его деликатных оптических приборов, чтобы выполнять свою работу.

Он был установлен в начале прошлого года под основанием VLT, который установлен на высоте 2600м над уровнем моря на вершине горы Паранал.

Спектрограф находится в стадии тестирования. Но через 10 месяцев он официально начнет свою большую миссию, которую он будет выполнять в полном одиночестве.

Чтобы держать его достаточно холодным и защитить чувствительные элементы, астрономы будут держать его под замком в гигантской подземной комнате, куда никто не сможет войти в течение, по крайней мере, 10 лет.