Астрономы увеличивают шансы на существование жизни в системе TRAPPIST-1

Планетная система TRAPPIST-1, которая имеет семь планет размером с Землю, начинает раскрывать свои секреты. На этой неделе ученые объявили о новых данных планет, вращающихся вокруг ТРАПИСТ-1, звезды на расстоянии 39 световых лет от нас.

Астрономы теперь знают размеры и орбиты планет, наблюдая, как звезда тускнеет, когда планеты проходят перед ней. Исследователи собирали данные с телескопов на земле и в космосе, отмечая точное время этих транзитов. Поскольку планеты сгруппированы вместе теснее чем в нашей Солнечной системе, они взаимодействуют гравитационно друг с другом, что приводит к небольшим задержкам «во время прохождения транзита».

Комплексный компьютерный анализ этих временных вариаций позволил исследователям оценить массы планет, и таким образом, уточнить их плотность. Из этих данных они подсчитали, что четвертая планета от звезды, известная как TRAPPIST-1e, является самой каменной из семи и с возможностью наличия жидкой воды на ее поверхности. Те планеты, что ближе к звезде, вероятно имеют плотную атмосферу наполненную паром, а планеты расположенные на удалённых орбитах, могут быть заключены в толстые слои льда. Некоторые из планет могут содержать около 5% воды от массы, что в 50 раз больше, чем на Земле.

Другие наблюдения, сделанные с помощью космического телескопа Хаббла и опубликованные вчера в Nature Astronomy, не обнаружили признаков водорода в атмосферах планет. Богатая водородом атмосфера может привести к перегреву таких близких планет через парниковый эффект, поэтому его отсутствие подтверждает идею о том, что некоторые из этих планет могут иметь пригодные для жизни условия. Более тщательное изучение системы планет, в том числе и состав атмосферы планет, возможно после запуска космического телескопа Джеймса Вебба, который должен произойти в начале следующего года.

В 2018 году вышло несколько посвященных TRAPPIST-1 статей: астрономы уточнили размеры планет и свойства самой звезды – ее масса составляет менее 1% массы Солнца, а радиус – 0,12 солнечного, а эффективная температура – около 2500 К против 5800 К у Солнца.