Следы жизни на ближайших экзопланетах могут быть скрыты в экваториальной ловушке

Представление художника о TRAPPIST 1d (справа) и его главной звезде TRAPPIST 1 (слева). Новое исследование показывает, как подобные планеты могут скрыть следы жизни от наблюдений астрономов.

Новые модели в исследованиях показывают, что поиск жизни на других планетах может быть более сложным, чем предполагалось ранее, говорится в опубликованной статье, в журнале Monthly Notices Королевского астрономического общества.
Исследование показывает, что необычные картины воздушного потока могут скрывать важные атмосферные компоненты от телескопических наблюдений. Это напрямую влияет на формулирование оптимальной стратегии поиска такой жизни, как бактерии, или растения на экзопланетах.

Текущие надежды на обнаружение жизни на планетах вне нашей Солнечной системы основываются на изучении атмосферы планеты для определения химических соединений, которые могут быть получены живыми существами. Озон - разнообразный кислород - является одной из таких молекул и рассматривается как один из возможных индикаторов, который может позволить нам обнаружить дистанционно жизнь на другой планете.

В атмосфере Земли это соединение образует озоновый слой, который защищает нас от вредного ультрафиолетового излучения нашего Солнца. На чужой планете озон может быть одной частью головоломки, которая указывает на присутствие бактерий или растений, продуцирующих кислород.

Но теперь исследователи во главе с Людмилой Кароне из Института астрономии им.Макса Планка в Германии обнаружили, что эти индикаторы могут быть лучше скрыты, чем мы думали ранее. Исследователи рассматривали некоторые из ближайших экзопланет, которые могут быть похожими на Землю: Proxima b , которая вращается вокруг звезды, ближайшей к Солнцу (Proxima Centauri) , и наиболее перспективной из семейства планет TRAPPIST-1, TRAPPIST-1d.

Это примеры планет, которые вращаются вокруг своих звёзд с периодами 25 дней или меньше, а в качестве побочного эффекта одна сторона постоянно обращена к звезде, а другая сторона постоянно обращена в противоположную сторону. Кароне и ее коллеги, моделируя поток воздуха в атмосферах этих планет, обнаружили, что этот необычный дневной разрыв может оказать заметное влияние на распределение озона по всей атмосфере: по крайней мере для этих планет основной поток воздуха может привести от полюсов до экватора, систематически захватывая озон в экваториальной области .

Кароне говорит: «Отсутствие следов озона в будущих наблюдениях не означает, что кислорода вообще нет. Его можно найти в разных местах, или это может быть очень хорошо скрыто от нашего взора».

Такие неожиданные структуры атмосферы могут также иметь последствия для обитаемости, учитывая, что большая часть планеты не будет защищена от ультрафиолетового (УФ) излучения.
«В принципе, экзопланета с озоновым слоем, которая покрывает только экваториальный регион, может быть пригодна для проживания», - объясняет Кароне. «Proxima b и TRAPPIST-1d имеют орбитальные красные карлики, красноватые звезды, которые испускают очень мало вредного ультрафиолетового света. С другой стороны, эти звезды могут быть очень динамичными и подвержены сильным всплескам вредного излучения, включая УФ».

Комбинация достижений в области моделирования и гораздо лучшие данные с телескопов, таких как Космический телескоп Джеймса Вебба, может привести к значительному прогрессу в этой захватывающей области.
«Мы все знали с самого начала, что охота за внеземной жизнью будет проблемой», - говорит Кароне.
«Как оказалось, мы даже плохо представляли себе, насколько это будет тяжело».