Новости космоса: Астрономы обнаружили сверхмассивную черную дыру, которая очень долго поглощает звезду.

Автор: Ярослав Космос.

Источник рентгеновского излучения XJ1500 + 0154 (обведено кружком) в центре далекой карликовой галакики(отмечен крестиком).

Астрономы при помощи рентгеновских телескопов ESA XMM-Newton и NASA Chandra и Swift, обнаружили хорошо наблюдаемую сверхдлинную (> 11 лет) рентгеновскую вспышку из центра карликовой галактики.

Предыдущие подобные вспышки при поглощении звезды сверхмассивной черной дырой длились не более 1 года, это первая зафиксированная такая длинная вспышка.

Источник рентгеновского излучения XJ1500 + 0154 имеет показатель красного смещения z=0,145, то есть находится на расстоянии около 1,8 млрд световых лет. Галактика из которой исходит это излучение имеет массу примерно 6х109 (6 млрд.) масс Солнца, что сопоставимо с массой Большого Магелланового Облака.

Для такой маленькой (карликовой) галактики СМЧД также будет небольшая и будет иметь массу около 106 (1 миллион) масс Солнца, то есть примерно на грани черных дыр промежуточных масс.

С 2005 по 2008 годы рентгеновские лучи из этого региона стали в 100 раз ярче - возможно, по мере того, как черная дыра начала поглощать звезду, - и свечение поддерживается до сих тех пор. Потребляемая звезда может быть массивной, в 10 раз превышающей массу солнца, что может объяснить такое долгое поглощение. Исследование опубликовано в Nature Astronomy.

Более наглядно процесс приливного разрушения (tidal disruption) и поглощения звезды сверхмассивной черной дырой показан на видео:

2019-02-02 17:02:44 Процесс приливного разрушения и поглощения звезды тянется уже 11 лет. Это первый обнаруженный такой длинный период.