Новости космоса: Исследование помогает объяснить формирование кольцевого кратера на Луне.

Используя данные миссии NASA GRAIL(Gravity Recovery and Interior Laboratory), ученые пролили новый свет на формирование огромной, в форме яблока, вмятины на Луне.

Результаты, описанные в двух статьях, опубликованных в журнале Science, могут помочь ученым лучше понять, как эти виды гигантских воздействий повлияли на раннюю эволюцию Луны, Марса и Земли.

Сформированное около 3,8 миллиарда лет назад, Море Восточное (лат. Orientale) расположено на юго-западном краю Луны и едва видно с Земли. Наиболее характерными особенностями этого кратера являются три концентрических кольца скал, внешнее из которых имеет диаметр около 930 километров.

Ученые обсуждали в течение многих лет о том, как формируются эти кольца. Благодаря близким целевым проходам над Восточным двумя аппаратами GRAIL А и GRAIL В в 2012 году, ученые миссии думают, что они, наконец, поняли это. Данные GRAIL выявили новые подробности внутренней структуры впадины. Ученые использовали эту информацию для калибровки компьютерной модели, которая, в первый раз, смогла воссоздать формирование колец.

Оригинальное ▲изображение▲(1440х1800) можно посмотреть в галерее

Некоторые исследователи считали, что одно из колец Orientale может представлять собой остатки переходного кратера. Но данные GRAIL показали, что это не так. Вместо этого, гравитационная карта Orientale предполагает, что переходный кратер был где-то между двумя внутренними кольцами, размером от 320 до 480 километров в поперечнике. Любые узнаваемые поверхностные остатки этого кратера были стерты после столкновения.

Моделирование колец Моря Восточного

В другой научной работе, Brandon Johnson, геолог из Университета Брауна, возглавлял команду исследователей, которые использовали данные GRAIL, чтобы разработать компьютерную модель влияния и его последствий. Модель, которая наилучшим образом соответствует данным GRAIL: Orientale был сформирован объектом около 40 миль, при скорости полета около 14 километров в секунду.

Модель в состоянии воссоздать кольца Orientale и объяснить, как они формируются. Она показала, что, когда кора восстановливалась после удара, теплые и пластичные породы текли внутрь по направлению к точке удара. Этот внутренний поток, образовал скалы, несколько километров в высоту, которые составляют внешние два кольца.

Внутреннее кольцо было образовано другим процессом. При небольших воздействиях, осколки коры могут образовывать горку материала в центре кратера, называемый центральный пик. Но центральный пик кратера Восточный был слишком велик, чтобы быть стабильным. Этот материал потёк обратно наружу, в конце концов сформировав горы по кругу, образуя внутреннее кольцо.

"Это был действительно интенсивный процесс" , говорит Джонсон. "Эти несколько-километровые скалы и центральное кольцо, все формируется в течение нескольких минут первоначального удара. Это первый случай, когда модель была в состоянии воспроизвести эти кольца."