Астроном-любитель впервые сфотографировал взрыв сверхновой

Автор: Леонид Гляделов . Опубликовано в категории: ЗВЁЗДЫ

1 1 1 1 1 Рейтинг 5 [1 Голос]

Supernova 2016gkg в NGC 613; цветное изображение, сделанное группой астрономов UC Santa Cruz 18 февраля 2017 года, с 1-метровым телескопом Swope (Институт Карнеги по науке, Обсерватория Лас Кампанас, Чили).

Во время испытаний Виктором Бузо новой камеры, он получил изображения отдаленной галактики до и после «ударного прорыва» сверхновой звезды - когда сверхзвуковая волна давления от взрывающегося ядра звезды бьет и нагревает газ на поверхности звезды до очень высокой температуры, заставляя его излучать свет яркой вспышкой.

До этого дня никто не смог зафиксировать «первый оптический свет» от сверхновой, так как звезды взрываются случайно на небе, и свет от ударного прорыва мимолетен. Новые данные дают важные сведения о физической структуре звезды непосредственно перед ее катастрофической кончиной и характером самого взрыва.

«Профессиональные астрономы уже давно ждали такого события», - сказал астроном Лос-Анджелеса Беркли, Филиппенко, который продолжил открытие с наблюдениями в обсерваториях Лика и Кек, которые необходимы для детального анализа взрыва под названием SN 2016gkg. «Наблюдения звезд в первые моменты, когда они начинают взрываться, предоставляют информацию, которая не может быть напрямую получена каким-либо другим способом».

«Данные Бузо являются исключительными», - добавил он. «Это выдающийся пример партнерства любителей и профессиональных астрономов».

Открытие и результаты последующих наблюдений со всего мира будут опубликованы в выпуске журнала Nature.

20 сентября 2016 года Бузо из Росарио, Аргентина, тестировал новую камеру на своем 16-дюймовом телескопе, сделав серию коротких снимков спиральной галактики NGC 613, которая составляет около 80 миллионов световых лет от Земли и расположенный в пределах южного созвездия Скульптора.

К счастью, он немедленно осмотрел эти изображения и заметил, что светлая точка света быстро осветлела ближе к концу спирали, которая не была видна в его первом наборе изображений.

Астроном Мелина Берстен и ее коллеги из Института астрофизики де ла Плата в Аргентине вскоре узнали о неожиданном открытии и поняли, что Бузо поймал редкое событие, в первый же час после того, как свет появился от массивной взрывающейся звезды. Она оценила шансы Бузо на такое открытие, как 1 на 100 миллионов.
«Это как выиграть космическую лотерею, - сказал Филиппенко.

Берстен немедленно связался с международной группой астрономов, чтобы помочь проводить дополнительные наблюдения SN 2016gkg в течение следующих двух месяцев, раскрывая больше о типе звезды, которая взорвалась, и о характере взрыва.

Филиппенко и его коллеги получили серию из семи спектров, где свет разбивается на его составные цвета, как в радуге, с 3-метровым телескопом Шейна в обсерватории Ликского университета Калифорнии недалеко от Сан-Хосе, Калифорния, и с 10-метровых телескопов обсерватории WM Keck на Маунаке, Гавайи. Это позволило международной команде определить, что взрыв - это сверхновая звезда Типа IIb: взрыв массивной звезды, которая ранее потеряла большую часть своей водородной оболочки, вид взрывающейся звезды, впервые обнаруженной Филипенко в 1987 году.

Комбинируя данные с теоретическими моделями, команда подсчитала, что начальная масса звезды была примерно в 20 раз больше массы нашего Солнца, хотя она потеряла большую часть своей массы, и уменьшилась до примерно 5 солнечных масс ещё до взрыва.

Команда Филиппенко продолжала следить за меняющейся яркостью сверхновой в течение двух месяцев при помощи Lick: 0,76-метровым телескопом Katzman с автоматической визуализацией и 1-метровым телескопом Nickel.

«Спектры Lick, полученные только с 3-метровым телескопом, отличаются выдающимся качеством отчасти благодаря недавнему крупному обновлению спектрографа, что стало возможным благодаря Фонду Хейзинг-Саймонс, а также Уильяму и Марине Каст», - сказал Филиппенко.

2019-02-02 15:28:26 Новости астрономии: Благодаря удачным снимкам, сделанным астрономом-любителем в Аргентине, ученые получили возможность увидеть первоначальный всплеск света от взрыва массивной звезды.