Неисправный спутник? Обслуживать скоро будут роботы!

Автор: Леонид Гляделов . Опубликовано в категории: КОСМ.АППАРАТЫ

Запуск спутника

Но если какая-то часть ломается или у спутника заканчивается топливо, нет способа отправить помощь.
Коммерческая промышленность и правительственные учреждения считают, что они приближаются к ответу: ремонт при помощи роботов.

Идея заключается в том , чтобы продлить жизнь спутников на орбите с помощью спутникового обслуживания, в котором роботизированный космический аппарат по существу действуют как придорожный сервис ремонта грузовых автомобилей, путешествия со спутника на спутник для дозаправки их и устранять возникшей проблемы.
В весенний день? в этом году в Гринбелте, штат Мэриленд, 30 компаний собрались в NASA в Центре космических полетов Годдарда, чтобы узнать о технологии и просмотреть оборудование для спутникового обслуживания на орбите. Они варьировались от изготовителей космических аппаратов до поставщиков роботов и даже страховых брокеров.
Следующее подобное событие запланировано на январь.

Наблюдатели в отрасли видят усиленную активность, как коммерческую валидацию для 30-летней идеи, которая до недавнего времени привлекала только правительственные деньги.
«Я думаю, что это может быть устойчивый рынок», - сказала Карисса Кристенсен, исполнительный директор аналитической консалтинговой фирмы Bryce Space and Technology. Один из первых таких коммерческих роботов-техников будет запущен в следующем году, но аналитики говорят, что зрелый рынок сформируется не менее, чем через 10 лет. Мало того, что космический корабль и возможности все еще нуждаются в тонкой настройке, но космическая индустрия, которая относительно консервативна, захочет увидеть несколько демонстраций перед подписанием каких либо договоров.

«Это среда, в которой вы не можете ошибаться, - сказал Стив Олдхэм, старший вице-президент по стратегическому развитию бизнеса в SSL, подразделение Maxar Technologies из Сан-Франциско, которое имеет такой проект в своих работах.
Технология все еще нуждается в доработке до такой степени, чтоб роботы стали квалифицированными рабочими. Но количество спутников, которые будут нуждаться в обслуживании, быстро растет.
В 2016 году на орбите находилось более 1400 действующих спутников, по сравнению с 994 в 2012 году, согласно июньскому докладу по заказу компании Satellite Industry Assn и Bryce Space and Technology. Многие из них являются программируемыми, то есть их программное обеспечение может обновляться на протяжении всей их продолжительности жизни, которая может растянуться на 10 или 15 лет.

НАСА начало разрабатывать некоторые из необходимых технологий. В феврале агентство запустило датчик под названием «Ворон» во время запуска погрузки груза для Международной космической станции. Ворон может отследить транспортные средства, приближающиеся к космической станции.

Астронавты на борту космического челнока пять раз обслуживали телескоп, а последняя миссия в 2009 году была сосредоточена на замене печатных плат и добавлении новых датчиков. Когда программа челнока закончилась, способность НАСА к доступу и обслуживанию космических активов исчезла, сказал Рид.
Отдел также разрабатывает технологии дозаправки и работает, чтобы в конечном итоге запустить полностью роботизированный космический корабль, который отправится на спутник на орбите и будет автономно захватывать и дозаправлять его.

Аспект автономного захвата важен, сказал Рид, потому что ждать, пока видеосигнал достигнет операторов на Земле, будет слишком поздно, такая технология очень медленная. Задержка в оба конца между перемещением роботизированной руки космического корабля и наблюдением за результатом на видео может занять около трех секунд.
«Нам нужно быстро, быстро и быстро», - сказал он, щелкая пальцами. «Ты не думаешь, когда протягиваешь руку, чтобы поймать набор ключей от машины».
Менее чувствительные к времени задачи, такие как прорезание проводов, будут выполняться дистанционно, с помощью операторов на Земле.
По словам Рида, проектный отдел NASA по спутниковому обслуживанию не собирается конкурировать с промышленностью, а скорее передает технологию, которую он разрабатывает, заинтересованным сторонам.

Создатель ракеты-спутника Orbital ATK Inc., который недавно был приобретен оборонным гигантом Northrop Grumman Corp., начал сбор сервисного космического корабля, известного как Mission Extension Vehicle-1. В следующем году судно будет запущено с началом обслуживания в 2019 году.
Орбитальный ATK зацепил спутникового оператора Intelsat в качестве своего первого клиента. Структуры космического корабля, солнечные батареи и топливные баки производятся в Сан-Диего и Голета.

В июне производитель спутников и космических аппаратов SSL объявил о новом бизнес-предприятии, ориентированном конкретно на спутниковое обслуживание на орбите. SSL был выбран в феврале Агентством перспективных исследовательских проектов обороны, как его коммерческий партнер в программе обслуживания спутников на геосинхронной орбите. SSL построит космический корабль с возможностью дозаправки, а DARPA предоставит роботизированные инструменты и программное обеспечение.

Космический аппарат будет запущен в эксплуатацию в 2021 году. SSL подписал свой первый коммерческий контракт с заказчиком - спутник SES Люксембурга.
Некоторые аналитики сомневаются в том, что этот робот вообще понадобится. Ближайший бум на небольше и дешевые спутники может вообще заменить более дорогие и большие спутники.
Наряду с уменьшенными затратами на запуск, во главе с SpaceX Илона Маска и его многоразовыми ракетами, было бы дешевле запустить несколько новых небольших спутников, чем исправить или заправить старые.

Но Кристенсен из Bryce Space and Technology уверен, что будет необходимо сочетание высоких и низких частот спутников. Она добавляет, что более дешевые затраты на запуск могут привести к большему ремонту.
«Если у вас на орбите четверть миллиарда долларов, похоже, было бы полезно разобраться в возникшей проблеме», - сказал Кристенсен.
И официальные представители промышленности считают, что роботы будут важны, если когда-то люди начнут собирать гигантские корабли для изучения планет - сказал Рид НАСА.
TEXT.RU - 100.00%

2017-11-29 22:13:37 Сотни и тысячи миллионов могут уходить на всё более современные спутники, которые взлетают на орбиту над Землей и предоставляют услуги, включая широкополосный доступ в Интернет, радиовещание и военное наблюдение.