Двойная система HR 4796 оказалась намного сложнее, чем «Око Саурона»

Автор: Леонид Гляделов . Опубликовано в категории: ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ

Двойная система HR 4796 «Око Саурона»

Облик двойной звездной системы HR 4796 знают даже люди, далекие от астрономии: благодаря эффектному виду, напоминающему недоброе «Око Саурона», ее снимки известны весьма широко. «Зрачок» ее образует обычная молодая звезда HR 4796А, вдвое более крупная, чем Солнце, и в 20 раз более яркая, окруженная плотным протопланетным диском пыли радиусом в 2 раза больше орбиты Плутона. Второй участник тандема, расположенного от нас примерно в 220 световых годах, – красный карлик HR 4796В.

Грозный красный оттенок системе придает обилие толинов, смеси органических веществ, образующихся из метана и других простых углеводородов под действием ультрафиолетового излучения (толины же придают и красный цвет, например, некоторым областям того же Плутона). Однако новые наблюдения HR 4796, проведенные с помощью космического телескопа Hubble, показали, что система и больше, и сложнее, чем считалось.

В статье, опубликованной в The Astronomical Journal, астроном из Аризонского университета Гленн Шнайдер (Glenn Schneider) и его соавторы пишут: «Полученные изображения определенно указывают, что пылевое кольцо входит в состав более крупной, морфологически сложной структуры». На полученных ими изображениях видно, что «око» скорее напоминает бумеранг величиной порядка 250 млрд км – с длинным вытянутым плечом, сформированным ударной волной, изгибом по центру и неожиданно обрывающимся вторым, коротким, плечом.

Пока неясно, что именно придало системе такую необычную и сложную структуру, хотя, скорее всего, это произошло под влиянием «темной лошадки», второго компаньона системы: притяжение красного карлика HR 4796В вполне могло деформировать пылевые образования HR 4796А. В самом деле, по словам Гленна Шнайдера, нельзя рассматривать такие пылевые системы в изоляции от их непосредственного окружения. «Взаимодействия с межзвездной средой и силы, действующие со стороны соседних звезд, могут иметь далекоидущие последствия в эволюции подобных систем», – заключает ученый.

Источник: Naked-science.ru

2018-03-08 09:46:59 Новости космоса: Телескоп Hubble взглянул в знаменитое «Око Саурона» и обнаружил, что оно больше похоже на бумеранг.